RSS

Дата 09.12.2014 провозглашена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций как международный день борьбы с коррупцией

10.12.2014
Дата 09.12.2014 провозглашена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций как международный день борьбы с коррупцией в связи с чем, Черемушкинской межрайонной прокуратурой подготовлена статья, посвященная вопросам предупреждения коррупционных правонарушений, допускаемых юридическими лицами, а также взаимодействие органов прокуратуры с поднадзорными органами исполнительной власти РФ. Статьей 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» дано понятие, основных терминов понимания коррупции и противодействию коррупции. Так, коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Одним из наиболее важных аспектов противодействия коррупции является ее выявление и пресечение на стадии приготовления, иными словами принятие превентивных мер. Законодатель установил широкий спектр мер, направленных на профилактику коррупции, одной из таких мер в первую очередь является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, а также правового просвещения граждан в данной сфере. Условно противодействие коррупции можно разделить на два самостоятельных блока: 1) предупреждение коррупции и правовое просвещение граждан; 2) исполнение требований федерального законодательства в сфере противодействия коррупции. Одним из основных принципов предупреждения коррупции является принцип открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления Принцип открытости - открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, когда информация не может быть предоставлена в силу защищенности государственной или иной охраняемой законом тайны. Приоритетное применение мер по предупреждению коррупции, ориентирует на организацию повседневной работы в нормальном режиме, воспитание в обществе нетерпимости к коррупции, поднятие престижа публичной гражданской службы и обеспечение ее стабильности, воспитание нового поколения государственных и муниципальных служащих. Этот принцип задает тон реализации всего массива нормативных актов о публичной гражданской службе, а также тех нормативных актов, которые определяют порядок реализации прав граждан и организаций в административных отношениях. Нормативная база деятельности государственных и муниципальных служащих не должна быть коррупциогенной и подталкивать их к произвольному правоприменению. Важную роль в профилактике коррупции должно сыграть само общество. Опора на гражданское общество в борьбе с преступностью в целом и коррупцией в частности является важным направлением деятельности правоохранительных органов в демократических странах. В ст. 22 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию говорится о защите лиц, сотрудничающих с правосудием, и свидетелей и предлагается обеспечение эффективной и надлежащей защитой тех, кто сообщает о коррупционных преступлениях, сотрудничает с органами, осуществляющими расследования и разбирательства. В нашей стране для установления организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации Президентом разработан и утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014 – 2015 года. Именно Национальный план противодействия коррупции является механизмом обеспечения исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, а также значительным дополнением по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции». Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ введена в действие ст.13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» в соответствии с которой организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество организации с правоохранительными органами, разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Под организацией в данной статье понимается любая организация независимо от организационно-правовой формы. Однако в названном Законе не содержатся конкретных положений, каким образом исполнять требования ст.13.3. Затруднительно вести речь и о практической реализации данных положений, поскольку они имеют довольно декларативный характер. Исходя из диспозиции данной нормы, можно сделать вывод о том, что законодатель предоставляет организации (юридическому лицу) право выбора о способе противодействия коррупции, таким образом, данный перечень не является исчерпывающим. Юридическое лицо нарушает требования ст.13.3 лишь в том случае, когда организационно-распорядительные документы отсутствуют по большей части вышеуказанного перечня. Например: субъектом обязанным исполнять требования ст.13.3 разработан план по противодействию коррупции, определены подразделения и (или) должностные лица ответственные за профилактику коррупционных правонарушений. Вместе с тем, ни одного запланированного мероприятия по противодействию коррупции фактически не проведено. В ряде случаев в организационно-распорядительных документах о назначении лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений числятся не действующие сотрудники. В завершение необходимо отметить, что вопросы противодействия коррупции требуют тщательного рассмотрения и урегулированию на законодательном уровне, индивидуального подхода поступивших сведений о коррупционных правонарушениях, анализа динамики таких нарушений, а также причин и условий им способствующих. Гражданам Российской Федерации необходимо помнить, что коррупция может распространяться не только в высших органах власти, но и на местном уровне.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати