Ученые из ИБХ РАН ускорили анализ содержимого клеток

15:19 16.02.2017
Биологи ускорили анализ содержимого клеток в 30 000 тысяч раз. Данное открытие позволит существенно упростить работу исследователей, которые определяют функциональность биологических объектов для создания на их основе лекарств. Результаты исследования опубликованы в PNAS.

Ученые из ИБХ РАН сделали новое открытие
Ученые из ИБХ РАН с коллегами из других научных учреждений создали микрофлюидную систему ультравысокопроизводительного скрининга в каплях двойной имульсии. Это открытие позволяет изучать уникальные свойства единичных живых клеток в 30 000 раз производительнее роботизированных станций.

«Сотрудники научно-исследовательских институтов, как правило, тратят много рабочего времени на то, чтобы наработать, очистить и отобрать белки с высокими показателями активности. Наша лаборатория не являлась исключением, поэтому мы попробовали решить эту проблему, разработав систему ультравысокопроизводительного скрининга биомолекул на основе микрофлюидной эмульсии», - поведал младший научный сотрудник Лаборатории биокатализа ИБХ РАН.

По словам Станистава, три года назад он предложил разработать технологию, которая позволяет быстро установить активность сотен миллионов новых ферментов, получаемых его коллегой Иваном Смирновым. Рабочая группа Ивана занималась созданием и отбором биокатализаторов из комбинаторных библиотек ферментов, ускоряющих реакции, для которых природных ферментов не существует.

Например, российские биохимики в последние годы работают над созданием противоядий для фосфорорганических токсинов – нервнопаралитических газов. Подобные препараты стали актуальными в последние годы из-за распространения пестицидов и эпизодов применения химического оружия во время гражданских войн и международных конфликтов. Раньше, как отмечают ученые, их коллегам приходилось тратить годы на то, чтобы получить десятки новых белков. А Терехов и исследователи ускорили этот процесс во много раз, разработав особый микрочип, начиненный большим количеством микроскопических каналов толщиной меньше диаметра волоса для генерации имульсионных капель. Капли двойной эмульсии «вода-масло-вода» изолировали отдельные клетки, позволяя изучать их уникальные свойства.

Разработанная исследователями универсальная микрофлюидная платформа для скрининга требует значительно меньше временных и финансовых ресурсов.