В ИКИ РАН проходит встреча рабочей группы по проекту «Венера-Д»

13:31 15.03.2017

Как сообщается на сайте ИКИ РАН, 14-16 марта, в ИКИ РАН и НПО им. С. А. Лавочкина будет проходить очередная встреча объединённой рабочей научной группы ИКИ/Роскосмос-НАСА (Joint Science Definition Team, JSDT) по проекту «Венера-Д».

Заседание по проекту "Венера Д" прошло

Объединенная научная рабочая группа Роскосмос/ИКИ – НАСА по проекту «Венера-Д» была создана в конце 2013 года, в следующем же году работа группы была приостановлена в рамках санкций и повторно открыта уже в 2015 году. Ученые готовы изучить Венеру вдоль и поперек: в Институте космических исследований РАН (улица Профсоюзная, дом 84/32) проходят встречи международной рабочей группы, посвященные этой планете. На ней специалисты из России и США прорабатывают идеи миссии к Венере.

Так, на прошлой встрече, которая состоялась в конце июля прошлого года, были выработаны сценарии возможной миссии к Венере, которая может быть осуществлена в ближайшие десятилетия, а также ученые обсудили состав возможной миссии и формы участие в этом глобальном «космическом проекте» американских исследователей.

«Венера — это близнец Земли в Солнечной системе по размеру, массе, ближайшая к ней по расстоянию планета. При формировании планет около 4,5 млрд лет назад она получила примерно тот же состав протопланетного вещества, что и Земля. Но почему в процессе эволюции эти планеты настолько сильно разошлись, что стали совершенно непохожи? Сейчас мы имеем достаточно комфортные условия для жизни на Земле и «адские» на Венере: температура на поверхности 470° С и давление 92 атмосфер углекислого газа, непрозрачный слой облаков из серной кислоты, на пять порядков меньше воды, чем на Земле, и обилие сернистых соединений в атмосфере. Для нас Венера — естественная лаборатория для изучения эволюции климата и парникового эффекта, с усилением которого связывают глобальное потепление на Земле», - рассказала д. ф-.м. н., заведующий лабораторией ИКИ РАН и председатель группы Людмила Засова.

10 марта на сайте НАСА и ИКИ был опубликован отчёт группы, в котором представлены результаты анализа предложений по облику миссии «Венера-Д», её научным задачам, приборам и экспериментам, а также потенциально возможному вкладу НАСА.

JSDT детально изучает научные задачи, которые можно решить с помощью базовых элементов проекта «Венера-Д»: орбитального и посадочного аппаратов. Второй аспект — как эти задачи соответствуют тем, что были сформулированы в «дорожной карте» изучения Венеры НАСА (2014 год). Выявлены области, где НАСА потенциально могло бы дополнить проект научными приборами и дополнительными элементами миссии. В качестве потенциальных дополнительных аппаратов рассматриваются мобильная атмосферная платформа или аэростатный зонд. Эти приборы должны будут плавать в облаках несколько недель, что очень важно для изучения суперротации атмосферы и природы неизвестного ультрафиолетового поглотителя.

В качестве дополнительного элемента миссии рассматривается субспутник для изучения плазменной оболочки Венеры.

Выбор места посадки основывается на картах, полученных аппаратом НАСА «Магеллан» (1990) в результате радарного картирования 98% поверхности с разрешением выше 100 м.