Сотрудники ИБХ РАН выделили из морских хищников вещество, способное облегчить боль

17:53 22.05.2017
Сотрудники ИБХ РАН совместно с коллегами выделили из морских анемон анальгетические пептиды. Способность этих веществ избирательно усиливать активность белка (рецептора) TRPA1 открывает новые возможности фундаментальных исследований и служит основой создания лекарств от боли и воспаления. Об этом рассказали в пресс-службе ИБХ РАН.
В ИБХ РАН выделили пиптиды

Учёным из Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова (ИБХ) РАН, Филиала ИБХ РАН, Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, Норвежского колледжа рыболовства (Norwegian College of Fishery Science), Пущинского государственного естественно-научного института и Московского физико-технического института при изучении экстрактов одних из самых древних хищников на планете – морских анемон – удалось обнаружить пептиды (короткие белки), способные усиливать активность белка TRPA1. Работы проводили на анемонах видов Metridium senile и Urticina eques, обитающих в северных широтах Мирового океана.

Тесты на мышах показали, что внутривенное введение пептидов оказывало значительный анальгетический и противовоспалительный эффект. При этом молекулы при введении не вызывали ни болевых ощущений, ни тепловой гиперчувствительности. Обезболивающие и противовоспалительные эффекты пептидов связаны с тем, что при взаимодействии с TRPA1 пептиды делают белок более восприимчивым к распознаванию аллилизотиоцианата, специфичного активатора белка TRPA1. Если же в организме появляются внутренние раздражители, например, медиаторы воспаления, чувствительность нейронов, связанных с TRPA1, теряется. Нейроны перестают полностью реагировать на эти раздражители, а значит, боль не возникает.

По словам Сергея Александровича Козлова, доктора химических наук, заведующегоЛабораторией нейрорецепторов и нейрорегуляторов ИБХ РАН, где проводилась основная часть экспериментов, TRPA1 – это одна из важнейших биологических мишеней. Когда ученые научатся контролировать работу этого белка, можно будет производить направленную терапию множества заболеваний, основой которых является воспалительный процесс.

Результаты исследования опубликованы в журналах Journal of Biological Chemistry и Toxins.