Обсерватории «Спектр-РГ» исследует планеты у других звезд

10:04 16.07.2020

ИКИ РАНРадиационная обстановка по меньшей мере на четырех экзопланетах, пригодных для жизни, не намного хуже, чем на Земле. Об этом свидетельствуют данные орбитальной обсерватории «Спектр-РГ». Об этом сообщается на сайте ИКИ РАН.

«На карте всего неба в рентгеновских лучах, построенной телескопом еРОЗИТА (eROSITA, телескоп создан в Германии) на борту орбитальной обсерватории «Спектр-РГ», можно различить более 200 000 близких звезд, многие из которых в рентгене в тысячи и даже в десятки тысяч раз раз ярче, чем корона нашего Солнца», - говорится в сообщении.

Научным руководителем обсерватории «Спектр-РГ» академиком Рашидом Сюняевым и член-корреспондентом РАН Маратом Гильфановым (ИКИ РАН) было обнаружено, что СРГ/еРозита регистрирует рентгеновское излучение от примерно 60 звезд, вокруг которых вращаются хорошо известные экзопланеты. Это число примерно 10% от всех близких звезд с планетными системами на половине неба, за обработку данных которой отвечают российские ученые.

Ученые решили выяснить, какова радиационная обстановка на планетах, считающихся пригодными для жизни. Для этого было проведено сравнение каталога звёзд с сильным рентгеновским излучением со списком звёзд, вокруг которых вращаются экзопланеты, пригодные для жизни.

«Результат оказался удивительным. Ни от одной из звезд, вокруг которых обнаружены экзопланеты, пригодные для жизни, рентгеновское излучение телескопом СРГ/еРозита пока не обнаружено», - рассказали в пресс-службе ИКИ РАН.

«Обсерватория «Спектр-РГ» продолжает сканировать рентгеновское небо. Через три с половиной года чувствительность карты всего неба в рентгеновских лучах должна возрасти еще примерно в 5 раз. Теперь в список рентгеновских объектов, особенно интересующих астрофизиков, внесены и звездные системы с пригодными для жизни экзопланетами», - говорится в сообщении.

Отметим, «Спектр-РГ» — первый российский космический аппарат, работающий в окрестности точки Лагранжа L2 системы «Солнце-Земля» на расстоянии 1.5 миллиона километров от Земли (т.е. в три раза дальше орбиты Луны). Аппарат был выведен в космос ровно год назад, 13 июля 2019 года. Весь год непрерывной работы спутника детекторы двух телескопов на борту обсерватории: российского ART-XC и немецкого еРозита — находятся в условиях на редкость стабильной радиационной обстановки, связанной с потоком космических лучей.